Итак, Microsoft приобрела Skype за $8,5 млрд.
Кроме поздравлений основателям Skype, которые уже второй раз заработали миллиарды долларов на продаже компании, безусловно, стоит констатировать: это глобальное событие на мировом рынке коммуникаций, которое качественно меняет мировой расклад сил. Покупка подтверждает громадный интерес миллиардов пользователей к VoIP и к видео-коммуникации. В официальном релизе сказано, дословно: «Skype will support Microsoft devices like Xbox and Kinect, Windows Phone and a wide array of Windows devices, and Microsoft will connect Skype users with Lync, Outlook, Xbox Live and other communities. Microsoft will continue to invest in and support Skype clients on non-Microsoft platforms».
Итак, что произойдет в результате этого приобретения?
Прежде всего пострадают операторы связи.
Во-вторых, корпоративным клиентам не станет ни лучше, ни хуже.
И, наконец, пользователям точно так же не станет ни лучше, ни хуже.
Microsoft — гигант на корпоративном рынке. Даже несмотря на медленные и небольшие успехи своего коммуникационного продукта Lync (бывший OCS).
Покупка Skype — явный шаг Microsoft в сторону потребительского рынка. Несмотря на огромное количество заверений Skype о большой доле корпоративных пользователей. Несмотря на все усилия Skype, направленные в сторону корпоративных клиентов, Skype в этом вопросе явно Microsoft не поможет. В технологическом же смысле единственное, чего нет у Microsoft, — это технология p2p. Но она и не востребована в корпорациях.
Сделка со Skype — это битва Microsoft против Google и Apple за десктопные и мобильные платформы. Причем битва, в которой право голоса – у пользователя. Не у разработчика устройств, не у оператора связи, а совершенно конкретно — у абонента.
Microsoft усилила свои позиции в ряду гигантов, которые обходят существующую цепочку телекоммуникационных услуг «вендор – оператор – абонент», предлагая коммуникационные сервисы напрямую миллионам абонентов. И мы не раз уже говорили о том, что российским операторам связи просто необходимо предлагать пользователям собственные конкурентоспособные сервисы – «Русский Скайп», аналогичные Skype решения — чтобы не только сохранить, а и усилить свои позиции на рынке.
600 млн. пользователей Skype – это и есть главное объяснение, почему Microsoft купил компанию. Маркетинговая машина Microsoft вполне способна усилить и ускорить замедлившуюся динамику развития Skype. Все это означает дальнейшее падение голосовых доходов традиционных операторов связи.
Причем, если раньше операторы еще могли смотреть на Microsoft как на возможного партнера в области SAAS-приложений и ориентироваться на продукты Microsoft для построения новых SAAS-услуг, то теперь этим надеждам пришел конец. Теперь Microsoft Skype — четкий конкурент для любого оператора связи.
Apple Facetime, Google Voice и теперь Microsoft Skype – все это деньги, проходящие мимо операторов.
На практике мне видятся такие технологические варианты:
— Microsoft встроит Skype в следующую версию Windows Phone — в рамках борьбы с Apple Facetime и Google Voice на Android;
— Microsoft интегрирует Skype в Microsoft Office — по аналогии с MS Communicator, что облегчит пользователям возможность использовать голос и видео;
— Microsoft обеспечит встречные звонки между Skype и своими, основанными на SIP, телекоммуникационными продуктами (MS Lync).
Что получат операторы? Последний шанс:
— Выбор стал еще меньше;
— Огромные маркетинговые инвестиции Microsoft в Skype, всплеск интереса потребительского рынка, падение доходов операторов;
— Ужесточение необходимости для операторов связи выводить на рынок свои собственные сервисы видеокоммуникаций быстрее, потому что партнеров у них совсем не осталось;
— Если в ближайший год не вывести на рынок услуги голосовой и видеоконференцсвязи через Интернет, работающие на всех устройствах, то в 2012 этот рынок для операторов закроется окончательно.
Что получит государство?
— Интересно посмотреть, как теперь будут обсуждаться запреты Skype со стороны наших органов власти. Кажется, что шансы правоохранительных органов вырастут, так как в отличие от Skype, которую в РФ ничего особенно не держало, Microsoft склонна быть более «кооперативной», имея большой бизнес в России и не желая осложнять ему жизнь;
— Но опять-таки, если (а скорее всего так и будет) p2p-природа связи не изменится, то и безопаснее она не станет;
— Ну, и последнее. С точки зрения государственной безопасности — что Skype, что Microsoft – две американские компании. Государству одинаково неудобно и неприятно, когда связь целиком и полностью обеспечивалась из-за рубежа. Пусть даже при декларируемой готовности компаний к сотрудничеству.
Андрей Свириденко
http://www.ibusiness.ru/15757